• • • «В. А.»: Что позиционирует ваша компания на выставке ПМГФ-2024? Как часто ваша компания принимает участие в выставках?
ООО «ЗКЗ»: В этом году мы успешно освоили и внедрили в производство кольцераскатную технологию. То есть мы на кольцераскатном станке изготавливаем кольца стальные высококачественные, которые используются в производстве нефтегазового оборудования.
АО «ГИДРОГАЗ»: Что-то новое в насосной тематике сложно придумать, так как основные элементы придуманы до нас. Но в связи с текущей ситуацией, которую испытывает наше государство и в принципе весь мир – турбулентность, мы вынуждены фактически придумывать, может быть, велосипед, мы заниматься вынуждены…
ООО «АЗ АТОМ»: Находясь в Санкт-Петербурге на нефтегазовом форуме «Газпром», мы представляем свою новую продукцию, о которой чуть попозже поговорим. За это время мы запустили второй цех, то есть произошло расширение производства в 2-3 раза. Набрали новых сотрудников. Увеличился производственный штат в 2 раза. Выходим на серийное производство регуляторов давления и, помимо этого, запустили официально линейку клапанов запорно-регулирующих. Раньше мы их изготавливали по индивидуальным заказам, сейчас настроенный трафик. Мы все это упаковали на сайте, сделали буклеты, соответственно, и теперь заявляем о том, что клапаны запорно-регулирующие входят в номенклатуру производимых нами товаров. Здесь мы представляем на этой выставке конкретно нашу новую серию – это регулятор асимметричный, полнопроходной, серия «Титан-700», как раз разработанный для нужд газового сектора. Он имеет разный диаметр на входе, на выходе. Это специально сделано. Поэтому в целом это наша гордость и краса на сегодняшний момент.
• • • «В. А.»: Как вы оцениваете ценообразование вашей продукции в сравнении с продукцией конкурентов?
ООО «ЗКЗ»: Все-таки я считаю, что наша цена справедлива на рынке, потому что она складывается из труда высокопрофессиональных специалистов, из большого комплекса контроля. То есть в любом изделии у нас присутствует контроль химсостава, механических свойств, внутренней структуры, контроль самой технологии. А также использование высококачественных материалов, то есть российских, как правило.
АО «ГИДРОГАЗ»: Такие насосы в мире много кто делает. Кроме того, у нас есть конкуренты в России. Не будем скрывать, это всем известный завод. Я не буду его называть, если можно. Этот завод входит в «Росатом». У него объемы явно не те. Они сейчас загружены. Они этим не будут заниматься в массовом порядке. В массовом порядке этим будем заниматься мы. Минпромторг на это рассчитывает, и мы тоже. И наши потенциальные заказчики на это тоже рассчитывают. Они просто сидят и спрашивают: где продукт. У нас прототип. Скоро будет, скоро будет. Обещаем, что в следующем году мы вас уже начнем радовать готовой продукцией.
ООО «АЗ АТОМ»: Нет, она справедливая, она нормальная. У нас, конечно, это не как какие-то клиновые задвижки или шаровые краны, где вообще алый-алый океан. Но и сказать, что у нас голубой океан, нет какой-то конкуренции, тоже не можем. То есть да, присутствуют компании, которые по тем или иным параметрам техническим совпадают. Есть, где мы с ними не совпадаем, чуть лучше, где-то мы можем чуть хуже быть. Но это рынок. Поэтому конкуренция есть.
• • • «В. А.»: С какими поставщиками работает ваша компания, какие гарантии вы предлагаете потребителю?
ООО «ЗКЗ»: Мы поставляем фланцы, ответные фланцы. То есть это производители задвижек, теплообменного оборудования, это производители и сервисные организации магистральных трубопроводов – вот все, что касается труб, трубопроводов.
АО «ГИДРОГАЗ»: Яркие примеры: есть подразделения компании и в «Транснефти», и в «Газпромнефти», которые к нам обращаются, говорят, согласно технической документации, срок эксплуатации насоса уже истек, у кого 10, у кого 15 лет, но мы видим, что насос прекрасно работает, и просим вас продлить срок эксплуатации. То есть мы будем техническое обслуживание делать и дальше. У нас есть такие отзывы.
• • • «В. А.»: А если не будут? Ну все бывает.
АО «ГИДРОГАЗ»: Всякое бывает. Но мы видели ситуацию, когда наш насос и без обслуживания работал. Ничто не вечно под луной, как говорится. Если вы машину не будете обслуживать, она рано или поздно сломается. И насос – та же самая машина.
ООО «АЗ АТОМ»: При выборе материалов мы проводим выездной аудит. У нас есть свои требования, чек-листы, согласно которым мы проводим проверку до покупки. Вообще достойный, скажем так, поставщик нашего внимания. Посещаем завод, если это требуется, станки и все остальное смотрим. Благо у нас у самих большой опыт по инспекциям в наш адрес. Поэтому мы переманиваем все это и идем с такими же бумагами, грубо говоря. То есть идет сначала первый аудит именно такого характера. Потом, если аудит прошел по балльной системе, мы принимаем решение, что данный поставщик подходит нам, закупаем у него продукцию, и дальше идет несколько систем контроля уже внутри компании. Входной контроль, оборудование как только приходит, ОТК проверяет, просвечивает, прозванивает, химанализ и тому подобное. И если это дальше идет на склад, дальше после того, как мы обрабатываем мехобработку, после мехобработки идет контроль качества, потом идет сборка изделия. Еще идет проверка качества уже через испытательный стенд. То есть на испытательном стенде проверка качества. И потом уже готовые изделия, когда там почищено, покрашено и готово к упаковке, еще последний этап проверки. То есть идет многоуровнево. Более того, еще внутри каждого этапа люди, которые отвечают за это, идет перекрестный контроль.
• • • «В. А.»: Сейчас парадоксальное время возможностей. Какие из них вы видите для своей компании?
ООО «ЗКЗ»: С рынка ушли большие игроки. То есть объемы высвобождаются, а потребность остается. Эти ниши надо заполнять и только наращивать объемы производства.
• • • «В. А.»: Вы справляетесь с этим потоком, который переключился?
ООО «ЗКЗ»: Стараемся справляться.
• • • «В. А.»: Никаких задержек никогда не бывает?
ООО «ЗКЗ»: Задержек не бывает.
ООО «АЗ АТОМ»: В принципе, мы постоянно усовершенствуемся, получаем обратную связь от наших клиентов. Любой товар, любая единица изделия, которую мы изготавливаем, прежде всего загружается в специальную программу. У нас есть лицензированная программа, в которой происходит модуляция рабочих параметров. На основании данных, которые дает программа, мы вносим какие-то конструктивные изменения в изделия. Дальше идет процесс изготовления этого изделия. Некоторые изделия отдаем на ОПИ (опытно-промышленные образцы), которые отправляют на испытания в компании на полгода, на год. И, получая обратную связь, мы просто дорабатываем, докручиваем эти моменты. В принципе, мы всегда в этом направлении работаем. У нас в свое время даже лозунг был, что мы учимся вместе с вами. Наш клиент нас учит, дает обратную связь. Мы любим работать с людьми на местах, с так называемыми эксплуатантами, эксплуатирующими организациями, техническими специалистами, которые нам напрямую говорят, что-то вот здесь вот так-то или все хорошо, все классно.
• • • «В. А.»: Это прекрасно, что вы слышите своего потребителя. Можно ли успешно работать на рынке ТПА без участия в реестре «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла»?
АО «ГИДРОГАЗ»: Основной потребитель этой арматуры – это не столько крупно-вертикально-интегрированные холдинги, а цеха, где используются агрессивные среды, кислоты, всевозможные щелочи и так далее. Как правило, это могут быть небольшие производства. То есть на нас это не сильно отразится. Очень активно нашу арматуру берут, конечно, «Росатом» на зарубежные станции. Но среди вашего предположения такого не звучало. «Росатом» активно берет нашу арматуру.
• • • «В. А.»: А, допустим, «Сибур Холдинг»? Тоже большое предприятие.
АО «ГИДРОГАЗ»: «Сибур Холдинг» – хорошее, отличное предприятие. И закупщики у них тоже профессионалы. Поэтому нашу арматуру они перестали брать по ценовому диапазону. До недавнего времени мы прекрасно поставляли эту арматуру на «Нижнекамскнефтехим». С тех пор, как «Нижнекамскнефтехим» был поглощен «Сибуром», они перестали покупать нашу арматуру по причине ее дороговизны. Наша арматура действительно не самая дешевая на рынке среди конкурентов. Она самая качественная. Я тут без всяких стеснений говорю: она обеспечена всеми требованиями безопасности, всеми сертификационными документами. Поэтому ее берет «Росатом». Там нельзя экономить на безопасности. Но все остальные почему-то предпочитают брать дешевый Китай. Вот я видел предприятия, где уже просто горы дешевого Китая лежат. Главный механик поставил, неделю проработал, выкинул. Поставил, неделю проработал, выкинул. Но это их право.
«В. А.»: Некоторые компании берут количеством, а не качеством.
АО «ГИДРОГАЗ»: Это их право.
• • • «В. А.»: Лучше, конечно же, брать качеством, как вы.
АО «ГИДРОГАЗ»: Я согласен абсолютно. Лучше делать качественную продукцию, чем делать горы абсолютно бессмысленные, бесполезные. Мы не будем приводить примеры, значит, «АвтоВАЗ» и «Мерседес», что лучше. Ну хорошо, не «АвтоВАЗ», возьмем какой-нибудь неизвестный китайский завод. Вот тоже вопрос и с экологической точки зрения. Зачем тратить столько ресурсов, энергии, рабочего времени, чтобы произвести никому не нужную продукцию. Как-то получается так.
ООО «АЗ АТОМ»: В принципе, можно. Все зависит от целей и амбиций. По статистике, рынок регулирующей арматуры, регуляторов давления в общем объеме ЗРА занимает 4 %. Вот из чего все продается, 4 %. Дальше в этих 4 % идут градации: здесь нужно иметь сертификат «Газпрома», здесь нужно сертификат соответствия «Росатома» и так далее. И компания сама принимает решение, идти туда или нет. Идти нужно, осознавая, что это окупится. Сам сертификат получить бывает сложно. Допустим, год нужно убить и много-много денег, много ресурсов внутренних затратить. Того же требует «Росатом». В зависимости от того, есть ли у тебя уверенность в том, что эти деньги окупятся. Поэтому есть компании, которые смело шагают, есть компании, которые не идут. В любом случае они делят между собой рынок. То есть кто-то забирает газпромовские объекты, а другие забирают остальное, все, что остается.
«В. А.»: Ну да, конечно.
ООО «АЗ АТОМ»: Но 4 % – это, так скажем, не такой уж огромный объем. Поэтому большинство старается максимально обзавестись этими сертификатами.