Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию следующую разработку из рубрики «Обзор патентов» – устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод. Автор патента – Бахарев Алексей Сергеевич, патентообладатель – общество c ограниченной ответственностью «Нефтегазовая промышленная арматура».
Полезная модель относится к технике, применяемой при эксплуатации магистральных трубопроводов, и может быть использована в нефтяной и газовой промышленности для запуска в магистральный трубопровод очистных, диагностических и других поточных снарядов. Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод содержит камеру для запуска, включающую корпус, один торец которого снабжен концевым затвором, а второй торец снабжен переходником, к которому подсоединены линейный патрубок с запорной арматурой, трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с отводом, снабженных запорной арматурой. Один конец обводной линии соединен с линейным патрубком. Второй конец обводной линии соединен с узлом отбора газа, расположенным напротив концевого затвора. Торец линейного патрубка и торец узла отбора газа выполнены с возможностью соединения с линейной частью магистрального трубопровода. Запорная арматура линейного патрубка имеет дренажную полость с подсоединенным к этой дренажной полости трубопроводом с запорной арматурой, который обеспечивает выведение утечек из запорной арматуры линейного патрубка в безопасную зону. Технический результат состоит в повышении безопасности проведения работ при запуске поточного снаряда в трубопровод путем снижения загазованности зоны проведения работ.
Формула изобретения
Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод, содержащее камеру для запуска, включающую корпус, один торец которого снабжен концевым затвором, а второй торец снабжен переходником, к которому подсоединены линейный патрубок с запорной арматурой, трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с отводом, снабженных запорной арматурой, один конец обводной линии соединен с линейным патрубком, второй конец обводной линии соединен с узлом отбора газа, расположенным напротив концевого затвора, торец линейного патрубка и торец узла отбора газа выполнены с возможностью соединения с линейной частью магистрального трубопровода, отличающееся тем, что запорная арматура линейного патрубка имеет дренажную полость с подсоединенным к этой дренажной полости трубопроводом с запорной арматурой, который обеспечивает выведение утечек из запорной арматуры линейного патрубка в безопасную зону.
Описание
Полезная модель относится к технике, применяемой при эксплуатации магистральных трубопроводов, и может быть использована в нефтяной и газовой промышленности для запуска в магистральный трубопровод очистных, диагностических и других поточных снарядов.
Известна временная камера запуска средств очистки и диагностики трубопроводов, которая содержит цилиндрический корпус с концевым затвором с одной стороны, расположенный с другой стороны и жестко связанный с корпусом эксцентричный переходной участок, имеющий цилиндрическую часть с выходным диаметром, соответствующим диаметру трубопровода и выполненный с возможностью приваривания к трубопроводу, опорную раму, жестко связанную с корпусом. При этом камера имеет технологические патрубки для подвода нефти, для выпуска воздуха, для дренажа рабочей среды из камеры, для передней запасовки и установки манометра, опорная рама выполнена в виде салазок (по патенту RU52461, F17D 3/08, опубл. 27.03.2006).
Известна мобильная камера пуска/приема средств очистки и диагностики, которая включает корпус, затвор, патрубок для подачи среды, патрубок для дренирования, патрубки для технологических операций, патрубок для измерения давления и опоры. Кроме того, камера снабжена быстроразъемным соединением для крепления к трубопроводу. Каждая из опор содержит неподвижную часть, выдвижную секцию, на которой закреплен фиксатор, домкрат и основание (по патенту RU165236, B08B 9/04, F16L 55/46, опубл. 10.10.2016).
Известна камера запуска и приема внутритрубных устройств, включающая в себя патрубок для подачи транспортируемой среды, дренажный патрубок, свечу, узел отбора газа и переходник. Переходник имеет две ступени, выполненные с быстросъемным соединением (по патенту RU187976, B08B 9/04, B08B 9/053, опубл. 26.03.2019).
Недостатком всех вышеперечисленных камер является то, что дренажные патрубки располагаются непосредственно в нижней части корпуса камеры. Таким образом, отвод рабочей среды возможен только при закрытом затворе.
Наиболее близким техническим решением является устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод, содержит камеру для запуска, включающую корпус, один торец которого снабжен концевым затвором, а второй торец снабжен переходником, к которому подсоединены линейный патрубок, трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с отводом. Линейный патрубок, трубная обвязка и узлы сброса давления снабжены запорной арматурой. Крышка концевого затвора снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения. Торец линейного патрубка выполнен с возможностью соединения посредством сварки с линейной частью магистрального трубопровода. В верхней части линейного патрубка смонтирован выполненный с возможностью размещения в нем устройства запасовки поточных снарядов в корпус камеры для запуска патрубок с концевым затвором (по патенту RU150802, F17D 3/00, опубл. 27.02.2015).
Недостатком данного устройства является отсутствие возможности отвода газа в случае повреждения уплотнений запорной арматуры линейного патрубка или ее негерметичности с исключением попадания газа в камеру для запуска. При открытом концевом затворе это может привести к загазованности зоны проведения работ.
Технический результат предлагаемой полезной модели состоит в повышении безопасности проведения работ при запуске поточного снаряда в трубопровод путем снижения загазованности зоны проведения работ.
Указанный технический результат достигается тем, что устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод содержит камеру для запуска, включающую корпус, один торец которого снабжен концевым затвором, а второй торец снабжен переходником, к которому подсоединены линейный патрубок с запорной арматурой, трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с отводом, снабженных запорной арматурой, один конец обводной линии соединен с линейным патрубком, второй конец обводной линии соединен с узлом отбора газа, расположенным напротив концевого затвора, торец линейного патрубка и торец узла отбора газа выполнены с возможностью соединения с линейной частью магистрального трубопровода, отличается тем, что запорная арматура линейного патрубка имеет дренажную полость с подсоединенным к этой дренажной полости трубопроводом с запорной арматурой, который обеспечивает выведение утечек из запорной арматуры линейного патрубка в безопасную зону.
Полезная модель поясняется чертежами (фигуры 1 и 2).
Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод (далее по тексту – устройство для запуска) содержит камеру для запуска, включающую корпус 1, один торец которого снабжен концевым затвором 2, а второй торец снабжен переходником 3, к которому подсоединены линейный патрубок 4 с запорной арматурой 5. Переходник 3 выполнен эксцентрическим. Переходник 3 обеспечивает своей формой расположение нижней части корпуса 1 камеры для запуска на одном уровне с линейным патрубком 4. Устройство для запуска содержит также трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии 6 с отводом 7, снабженным запорной арматурой 8. Устройство для запуска содержит два узла сброса давления 9 и 10. Узел сброса давления 9 расположен на корпусе 1 камеры для запуска, а узел сброса давления 10 расположен на линейном патрубке 4. Устройство для запуска содержит две линии выравнивания давления 11 и 12. Линия 11 соединяет обводную линию 6 с корпусом 1. Линия 12 соединяет обводную линию 6 с линейным патрубком 4. Узлы сброса давления 9, 10 и линии выравнивания давления 11, 12 снабжены запорной арматурой 13. Крышка концевого затвора 2 снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения.
Один конец обводной линии 6 соединен с линейным патрубком 4, а второй конец обводной линии 6 соединен с узлом отбора газа 14, расположенным напротив концевого затвора 2 и подсоединенным к магистральному трубопроводу, например, посредством сварки или фланцев. Отвод 7 соединяет обводную линию 6 с корпусом 1.Обводная линия 6 снабжена запорной арматурой 15 и 16. Запорная арматура 16 открывает и перекрывает течение газа по обводной линии 6 от узла отбора газа 14. Запорная арматура 15 открывает и перекрывает течение газа в линейный патрубок 4. Запорная арматура 5 линейного патрубка 4 имеет дренажную полость (на фиг. не показана), к которой подсоединен дополнительный трубопровод 17 с запорной арматурой 18.
Торец линейного патрубка 4 выполнен с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с линейной частью магистрального трубопровода, а сам линейный патрубок 4 со стороны указанного торца снабжен сигнализатором 19 прохождения поточного снаряда в линейную часть магистрального трубопровода, например, рычажным.
В качестве запорной арматуры 5, 8, 13, 15, 16 и 18 могут быть использованы, например, шаровые краны или шиберные задвижки.
Применение (осуществление)
На участке магистрального трубопровода, назначенном для запуска поточного снаряда, например очистного поршня, вырезают трубную катушку с габаритными размерами, обеспечивающими возможность установки устройства для запуска вместо указанной трубной катушки. К одному из полученных после выреза трубной катушки торцов магистрального трубопровода подсоединяют узел отбора газа 14. К противоположному торцу магистрального трубопровода, полученному после выреза трубной катушки, подсоединяют линейный патрубок 4 в сборе с запорной арматурой 5, переходником 3 и корпусом 1 камеры для запуска.
После этого, например, посредством сварки или фланцев, подсоединяют обводную линию 6, отвод 7 и линии выравнивания давления 11 и 12, после чего устройство для запуска считается готовым к работе.
Открывают запорную арматуру 15, 16 при закрытой запорной арматуре 5, 8, 13, обеспечивая тем самым прохождение потока, транспортируемого по магистральному трубопроводу газа через обводную линию 6.
Напротив концевого затвора 2 устанавливают загрузочный стол 20, на который укладывают поточный снаряд, который с помощью устройства для запасовки (на фиг. не показано) вводят внутрь корпуса 1 камеры для запуска.
Далее закрывают крышку концевого затвора 2 с запорным устройством, выполненным, например, в виде байонетного соединения.
После получения разрешения на запуск поточного снаряда в магистральный трубопровод в случае использования рычажного сигнализатора прохождения поточного снаряда в линейную часть магистрального трубопровода 19 его флажок устанавливают в горизонтальное положение.
Последовательно открывают запорную арматуру 13, расположенную на линиях выравнивания давления 11 и 12 соответственно. После выравнивая давления в обводной линии 6 и внутри корпуса 1 камеры для запуска, сначала открывают запорную арматуру 5, а потом запорную арматуру 8.
Далее закрывают запорную арматуру 13, расположенную на линиях выравнивания давления 11 и 12, а потом закрывают запорную арматуру 15, расположенную на конце обводной линии 6, соединенной с линейным патрубком 4. Тем самым обеспечивают прохождение потока транспортируемого по магистральному трубопроводу газа через камеру запуска. Под действием указанного потока газа поточный снаряд увлекается в линейную часть магистрального трубопровода, о чем свидетельствует срабатывание флажка рычажного сигнализатора 18 прохождения поточного снаряда в линейную часть магистрального трубопровода.
Далее открывают запорную арматуру 15, расположенную на конце обводной линии 6, соединенной с линейным патрубком 4 и закрывают запорную арматуру 5, 8. Тем самым обеспечивают прохождение потока транспортируемого по магистральному трубопроводу газа через обводную линию 6.
Далее поточный снаряд движется по магистральному трубопроводу до устройства для приема поточных снарядов из магистрального трубопровода.
Давление внутри камеры для запуска стравливают посредством открытия запорной арматуры 13, расположенной на узлах сброса давления 9 и 10.
В случае негерметичности или повреждения уплотнений запорной арматуры 5 потенциальные утечки газа путем открытия запорной арматуры 18 при закрытой арматуре 5 выводятся из зоны проведения работ в безопасную зону через дополнительный трубопровод 17, чем снижается загазованность рабочей зоны. Это снижает риск возгорания и вредное влияние газа на персонал, проводящего работы по запуску поточного снаряда.
После завершения операции по приему поточного снаряда посредством устройства для приема поточных снарядов из магистрального трубопровода устройство для запуска демонтируют в последовательности, обратной сборке, и устанавливают на его место новую трубную катушку.
Предложенное техническое решение повышает безопасность проведения работ при запуске поточного снаряда в трубопровод путем снижения загазованности зоны проведения работ и тем самым позволяет достигнуть заявленного технического результата.